Юбилейные фотозарисовки: 15 лет назад в Окуловке…

Юбилейные фотозарисовки: 15 лет назад в Окуловке…

…в 2004 году вступила в эксплуатацию пассажирская часть нового железнодорожного вокзала в Окуловке. Роскошное здание его предшественника было снесено несколькими годами раньше, в 2001 году.
Напомним, что к его сооружению, а также строительству круглого поворотного депо - первых каменных зданий Окуловки – строители приступили сразу после отсыпки в 1847 году земляного полотна железной дороги. Работы велись по проекту академика архитектуры Рудольфа Андреевича Желязевича (1811-1870) - помощника известного архитектора К. А. Тона. Примечательно, что Рудольф Андреевич был автором зданий железнодорожных станций и вокзалов не только в Окуловке, но и в Твери, Бологое, Угловке и других промежуточных пунктах Николаевской железной дороги.
Вокзал в Окуловке имел островное расположение. Он находился между путями Санкт-Петербургского и Московского направлений и был выдержан в русско-византийском стиле с элементами флорентийской архитектуры («окна в браманте»). По внешнему облику он представлял собой вытянутое кирпичное здание 36-ти саженей в длину (1 сажень = 213,36 см) с округлённым северным торцом и металлической крышей-карнизом с трёх сторон (кроме южной), которая образовывала поддерживаемый цельнолитыми чугунными колоннами навес. Высокие своды, сдвоенные полуциркульные окна, колонны с каннелюрами придавали вокзалу характер парадности и торжественности.
Не менее величественно выглядело здание и изнутри: зеркальное стекло, мрамор, дубовый паркет. Торжественно смотрелись залы ожидания для пассажиров I–III классов, обставленные иконами, и царская комната, предназначенная для отдыха членов царской семьи во время их поездок. Проектировщики не обошли вниманием обстановку багажного, кассового и телеграфного отделений, буфета и кухни.
Важно отметить, что к открытию в 1851 году движения по Николаевской железной дороге железнодорожный вокзал на станции Окуловка был не совсем готов. Он не имел оконных рам и полов, была утеплена всего лишь одна комната, в которой пассажиры поочерёдно отогревались, если случалось, что поезд задерживался. Эти работы завершились в 1852 году.
Величественно выглядело и круглое локомотивное депо, строительство которого шло одновременно со строительством вокзала. Его внешний диаметр составлял 30 саженей. Центральное круглое пространство было покрыто ажурной металлической застеклённой полусферой, под которой располагался поворотный круг, а по обводу и в пристройках - ремонтные мастерские. Депо предусматривало 18 вместилищ для паровозов.
Следует отметить, что в годы ВОВ в подвальном помещении окуловского вокзала было оборудовано бомбоубежище, в котором по сигналу воздушной тревоги укрывались жители города.
В 2001 году вокзал в Окуловке, не соответствовавший программе по обеспечению скоростного движения на участке Санкт-Петербург-Москва, был снесён. Началось строительство нового здания. Жители и гости города помнят то время, когда функции билетной кассы и зала ожидания временно выполнял железнодорожный вагончик.