Главная роль

Главная роль.
Ее супруги Андроник и Ксения Агасьян играли не только на сцене, но и в жизни бывшего рабочего поселка Парахино
Богата, интересна и поучительна история нашего района. Особое место в ней занимают супруги Агасьян.
Андроник Григорьевич родился в г.Дербенте 19 августа 1908 года. Тяга к творчеству проявилась с раннего детства, мальчик играл на многих музыкальных инструментах, прекрасно танцевал. А когда подрос – работал в танцевальном ансамбле, был ударником в джазовом коллективе. Очень прилично рисовал маслом, имел хороший вкус и сам придумывал эскизы декораций, костюмы ко многим спектаклям. И не только придумывал, но и сам их делал, особенно в годы войны, когда руководил армейской самодеятельностью.
В конце 20-х годов Андроник переезжает в Ленинград, где работает драматическим актёром в небольших театрах, гастролирующих по всей стране. Женитьба на Ксении Ивановне Михайловой, рождение сына Рустама, стеснённые жилищные условия заставили переехать в Сясьстрой Ленинградской области на работу в Дом культуры при бумажном комбинате. Здесь Андроник Агасьян работал заместителем директора и активно участвовал во всех видах художественной самодеятельности.

А в далеком 1934 году молодые режиссеры Ксения Ивановна и Андроник Григорьевич прибыли в бывший поселок Парахино для работы в только что выстроенный новый Дом культуры. Предстояло наладить культурно-массовую и воспитательную работу, привить рабочим навыки культурного поведения.
Это были годы напряженного и вдохновенного творческого труда. Агасьян закончил в Москве курсы режиссёров при Доме Народного творчества им. Н.К. Крупской. В Парахинском ДК в эти годы работало до 20 кружков, желающих танцевать было так много, что танцы в клубе проводились одновременно в четырех местах под четыре оркестра. В месяц давали 6-7 концертов художественной самодеятельности для тружеников комбината. Приезжали на гастроли и профессиональные артисты: ансамбль Ленинградского военного округа, Воронежский народный хор, киноактеры Михаил Жаров, Любовь Орлова, Вячеслав Тихонов, Георг Отс и другие.
Однако только самодеятельностью не ограничивались. Большую индивидуальную работу вел Дом культуры с нарушителями дисциплины. Всех их знали в лицо и в качестве наказания не пускали в клуб неделю, месяц, два. Агасьяны искренне переживали за каждого молодого человека, сбившегося с пути и не только переживали, но и помогали вернуться на правильный путь. Один из таких случаев даже описывался в газете «Труд» в ноябре 1960 года.
«…Началась эта история весной, когда в парке вокруг Дома культуры уже брызнули на деревьях первые клейкие листочки, - так начал знакомство читателей с супругами Агасьян из далекого провинциального поселка Парахино внештатный корреспондент «Труда» Д.Орлов. От себя добавим, что материал этот занял примерно половину газетной страницы. – Снег сошел недавно. Земля лежала темная, жирная, тяжелая. Андроник Григорьевич Агасьян вышел на улицу без шапки. Двадцать пятую весну встречал он здесь, в рабочем поселке Парахино, - сначала заведующим массовым сектором, потом председателем правления Дома культуры Окуловского целлюлозно-бумажного комбината.
Из глубины дома неслись звуки оркестра, нестройный гул голосов – последние всплески веселья. Вечер отдыха рабочих семей близился к концу.
За палисадником темнела группа людей. Директор услышал возгласы, увидел неспокойные движения. Что-то случилось. По-молодому подбежал, ворвался в середину. Двое или трое бьют одного.
Резко обернулись хулиганы. И больно сжалось сердце Андроника Григорьевича: он узнал их…»
Далее в статье красочно рассказывается о глубоких переживаниях Агасьяна, который на уговоры жены «сердце пожалеть» отвечал: «Парней жалко. Верю, что можно с ними справиться. Верю! Только их в руки взять да повернуть. Да умело!». О том, что Ксения Ивановна молча соглашалась. Ведь за долгие годы они на многое научились смотреть одинаково.
О том, что свою жизнь Агасьяны прожили не напрасно. Вырастили детей, каждому дали верное направление в жизни. А сколько еще они воспитали юношей и девушек хоть и не родных, но своих, близких, которым отдано столько душевных сил! О том, что упомянутых выше хулиганов тоже удалось спасти. Товарищеский суд над ними провели в зале Дома культуры при полном зале. Это помогло: сбившиеся было с пути парни, исправились.
А еще - о простых людях, живущих в сельской глубинке и знающих цену труду. О безмерном же уважении, которым пользовались супруги Агасьян, красноречиво свидетельствует заключительный абзац газетной публикации: «Каждый день по утреннему скрипучему снегу идет Андроник Григорьевич в Дом культуры. Возвращается он поздним вечером. Молодежь приветливо улыбается ему, а старики уважительно снимают шапки.»

Листая хранящиеся в фондах музея альбомы фотографий из личного архива Агасьянов, можно долго, с интересом рассматривать сцены из спектаклей: «Проделки Скопена» Мольера, «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Платон Кречет» Корнейчука, «Аристократы» Погодина, «Чти отца своего» Лаврентьева, «Возвращение» Кузнецова и многие другие. При этом нельзя не отдать должное отличным декорациям, костюмам, интересному гриму, продуманным мизансценам… Сохранился даже один из сценариев – дар музею от сына Агасьянов. Это «Тартюф» Мольера, 90 страниц машинописного текста с пометками на полях, сделанных когда-то Андроником Григорьевичем.
Но в театре Агасьяна ставили не только классику, но и современные пьесы. Более 110 спектаклей и множество концертных программ подготовлено за 35 лет плодотворной работы в Доме культуры. Обычно ставили два спектакля и четыре концертных программы в год силами взрослого драмколлектива и столько же – силами детской художественной самодеятельности.
А в новогодние праздники ежегодно разнообразили новогодние приключения. За время зимних каникул детский театральный коллектив, выступая ежедневно, давал 8-10 представлений. В зале все эти дни ни одного свободного места не оставалось. Только за каникулы ДК посещали 5-8 тысяч человек!
Дом культуры притягивал зрителя, свободных мест в зале не бывало. И пусть работа на сцене требовала большого напряжения сил, домой приходили измученные совершенно, но назавтра Агасьянов опять тянуло на работу. Да иначе и быть не могло. Супруги жили своей работой,

В 1960 году за высокий профессионализм самодеятельный театр Парахинского Дома культуры первым в Новгородской области был удостоен звания Народного театра, а Андроник Григорьевич Агасьян получил орден «Трудового Красного Знамени». Признаться, это далеко не единственное свидетельство признания заслуг семейной четы Агасьянов. Бережно хранится в музее и внушительная стопка Почетных грамот, приветственных адресов. Но самое главное – это добрая людская память, которая и сегодня живет в сердцах тех, для кого встреча с супругами и их творчеством навсегда осталась одним из самых ярких воспоминаний в жизни.